”вечные” сюжеты и образы
в литературе и искусстве русского модернизма
Видеозаписи трех заседаний семинара "Гендерный порядок русского модернизма" доступны для просмотра на официальном YouTube-канале Института мировой литературы РАН
Добавлено: 29.04.2020
Программа семинара

Дорогие коллеги и друзья!

Рады сообщить, что видеозаписи трех заседаний семинара «Гендерный порядок русского модернизма» (в рамках проекта РНФ 19-78-10100) собраны в один плейлист и выложены в открытый доступ на официальном YouTube-канале Института мировой литературы РАН.

Семинары были посвящены следующей проблематике:

1. «Женщина на войне: эстетический дискурс и исторические свидетельства» (заседание состоялось 18 декабря 2019 года);

Докладчики:

  • Зусева-Озкан Вероника Борисовна (д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН). Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты

Доклад посвящен исследованию гендерно неоднозначного образа воительницы в литературе Серебряного века на широком компаративном фоне. Выявляется корпус текстов, в которых значим этот образ в его различных вариантах, указываются их источники, описывается связанный с воительницей мотивно-сюжетный комплекс и важнейшие топосы, строится типология сюжетов о воительнице. Демонстрируется специфика креативной рецепции образа воительницы авторами – мужчинами и женщинами в указанный период, т.е. в момент, когда, с одной стороны, начинается ломка традиционного гендерного порядка и патриархатной культуры, а с другой, они еще сильны, и характеризуются те трансформации, которым этот образ подвергается.

  • Симонова Ольга Алексеевна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН). Женщина в гражданской войне в художественных произведениях и воспоминаниях

В докладе война рассматривается как предмет женской рефлексии, описания и действия. Показывается, как по-разному предстают женщины – участницы Гражданской войны в собственных воспоминаниях и произведениях писателей. Далее рассматривается образ сестры милосердия. И, наконец, обращается внимание на то, как в воспоминаниях описывали свое положение во время захвата городов обывательницы. Постоянное чувство страха и тревоги, опасность насилия, ощущение обесценивания человеческой жизни становятся главными переживаниями этого времени. Подробное описание женского видения войны и опыта участия в ней создается как путем показа разных типов героинь, так и анализом разных видов текстов: эго-документов и художественных произведений

2. «Юдифь. Эволюция образа в драматургии модернизма и его гендерные координаты» (заседание состоялось 19 февраля 2020 года);

Докладчики:

  • Каплун Марианна Викторовна (к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН). Образ Юдифи в драматургии: от XVI в. к эпохе модернизма

Доклад посвящен особенностям различных интерпретаций образа Юдифи из апокрифической Книги Юдифи в драматургии от XVI в. до эпохи модернизма. С XVI до начала XVII в. образ Юдифи соответствовал канонам школьной драматургии, что можно проследить на примере драм С. Бирка «Юдит», Д. Альберти «Олоферн», М. Беме «Юдифь». Предтечей модернистских интерпретаций образа Юдифи можно считать пародию на драму Геббеля «Юдифь и Олоферн», написанную И. Нестроем в 1849 г., в которой автор высмеивает гендерные штампы, подменяя понятия маскулинности и феминниности благодаря приему травестизма. В начале XX в. выходят две значимые драмы, связанные с библейским сюжетом Юдифи, «Иудейская вдова» Г. Кайзера и «Юдифь» Т.С. Мура. Если пьеса Кайзера несет в себе явные черты буффонады, связанные с высмеиванием гендерных стереотипов, то пьеса Мура куда бережнее обходится с библейским образом, останавливаясь на мотивации и чувствах героини. В русской драме эпохи модернизма самым значимым произведением на сюжет о Юдифи является трагедия в стихах «Юдифь» Н.В. Недоброво. С одной стороны, Недоброво следует за библейским каноном на уровне сюжетной структуры, а с другой, трансформирует образ Юдифи, которая проходит путь от воительницы до беспомощной девы, оставшейся пленницей в стане врага. Проведенный анализ дает представление о сдвигах в конструировании образа Юдифи, связанного с особенностями восприятия библейской истории в разное время, что важно для понимания трактовок женских библейских образов в мировой литературе в целом.

  • Зусева-Озкан Вероника Борисовна (д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН). Героиня пьесы М.Е. Лёвберг «Дантон» (1919) как «неудавшаяся» Юдифь

В докладе вводится в научный оборот пьеса Марии Евгеньевны Лёвберг «Дантон», которую очень ценил А. Блок и которая была поставлена в Большом драматическом театре летом 1919 г., однако никогда не публиковалась. Анализируются система персонажей и конфликт пьесы. Показывается, что главным действующим лицом является, вопреки заглавию, не Дантон, а вымышленный женский персонаж, спроецированный на образ Юдифи. Однако принципиально, что здесь действует Юдифь неудавшаяся – желавшая совершить убийство тирана, но так и не осуществившая свой замысел. Ответ на вопрос о причинах, побудивших автора обратиться именно к такой вариации образа (при наличии аналогичного, но соответствующего «канону», сюжета о Юдифи в анналах Французской революции – убийства Марата Шарлоттой Кордэ), ищется в моральных дилеммах и глубоких противоречиях, которые, по Лёвберг, определяют революцию. Причем речь идет как о Великой французской, так и о русской революции 1917 г., с которой в пьесе проводятся явные параллели. Пьеса также встраивается в общую канву творчества М.Е. Лёвберг, неизменно проблематизировавшей существовавший гендерный порядок и роль в нем женщин.

3.   «Мена гендерными ролями в литературе модернизма: “мужские маски” женской поэзии и “женские маски” мужской поэзии» (заседание состоялось 19 марта 2020 года).

Докладчики:

  • Кузнецова Екатерина Валентиновна (к.ф.н., н.с. ИМЛИ РАН). Женские маски в поэзии И. Северянина и В. Брюсова

В докладе речь пойдет о некоторых лирических произведениях И. Северянина, написанных от женского лица и представляющих такие условные типажи-маски, как «светская львица», «экзальтированная дама» или «женщина-эмансипе». Также будет проанализирован портрет лирической героини сборника-мистификации В. Брюсова «Стихи Нелли». Данные произведения будут рассмотрены в историко-литературном и социокультурном аспектах. Предполагается выявить их взаимосвязи с таким явлением русского Серебряного века, как гендерный кризис, выразившийся в переменах, коснувшихся традиционных женских ролей в обществе, семье, профессиональной сфере и повлиявший на резкое повышение активности женского литературного творчества. Если женщины-авторы (Е.  Нагродская, А. Вербицкая, Г. Галина, Н. Грушко, М. Закревская-Рейх и др.) всерьез размышляли о вышеназванных вопросах, то в стихотворениях Северянина зачастую присутствует «остраненный» иронический авторский взгляд. Опыт Северянина по конструированию в лирике женского субъекта оказал влияние на эксперименты В. Брюсова (сборник стихотворений «Новые стихи Нелли») и отразился в некоторых стихотворениях Н. Львовой. В итоге, мы наблюдаем интересный пример обратного влияния: одна из женских масок Северянина, ультрасовременная гедонистка-гурманка и «поэтка», подсмотренная им в женском творчестве и отрефлексированная в мужской иронической перспективе, снова возвратилась в женскую лирику.

  • Зусева-Озкан Вероника Борисовна (д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН). Мужское лирическое «я» в поэзии Марии Евгеньевны Лёвберг

Доклад вводит в научный оборот поэзию забытого автора Серебряного века – Марии Лёвберг, которая всегда писала стихи от мужского лица. Анализируются особенности конструирования лирического субъекта и лирического мира в поэзии Лёвберг в соотнесении их с проблемой конструирования гендера в модернистской литературе вообще.

Справка: Доклад В. Б. Зусевой-Озкан был прочитан вместо запланированного сообщения К. Р. Андрейчук «Женщина глазами мужчины в поэзии З. Гиппиус» в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

 

Желаем вам приятного просмотра!