”вечные” сюжеты и образы
в литературе и искусстве русского модернизма
Публикации участников проекта «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма», поддержанного гранта РНФ № 14–18–02709 (2017–2018)

Акимова А.С. «Истоки и трансформация образа актера в рассказе А.Н. Толстого “Трагик” (1913)» // Новый филологический вестник. 2017. № 4(43). С. 109–116.

Акимова А.С. Поиск чужого сюжета в воспоминании: к истории взаимоотношений Пиноккио и Буратино // Максим Горький и художественная культура символизма. К 100-летию «Сказок об Италии». М.: Азбуковник, 2017. С. 273–281.

Акимова А.С. Портрет поэта: Этторе Ло Гатто о Сергее Есенине // Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Ч. 2. Москва−Константиново−Рязань: ГМЗ С.А. Есенина, 2017. С. 258–268.

Акимова А.С. Трансформация шекспировских образов в творчестве Б.Л. Пастернака 1910–1920-х гг. // Проблемы исторической поэтики (в печати).

Акимова А.С. «Дьявольский случай»: трансформация сюжета договора человека с дьяволом в рассказах А.Н. Толстого // Новый филологический вестник. 2019. № 2 (в печати).

Тинникова (Аристова) А.С. «Структурообразующая роль заглавия в книге М.А. Волошина “Неопалимая Купина”» // Новый филологический вестник. 2017. № 1(40). С.93–104.

Аристова (Тинникова) А.С. Образ “природной стихии” в произведениях М.А. Волошина о войне и революции // Новый филологический вестник, 2017. № 3(42). C. 123–136.

Аристова (Тинникова) А.С. Об образе «распятых серафимов» в книге М.А. Волошина «Неопалимая Купина» // Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 427. С. 5–16.

Богданова О.А. Новые референции концепта «земля» в русской литературе революционных лет (1917–1920-е) // Studia Slavica Academiae Scientairum Hungaricae. 2017. Т. 62. Вып. 2. С. 247–258.

Bogdanova Olga. A. The emergence of ‘estate culture’ in 18th century Russia in the works of F.M. Dostoevsky and other writers // The Dostoevsky Journal. 2017. Vol. 18. N 1. Pp. 19–37.

Богданова О.А. Миф Достоевского в России и Германии 1920-х годов: перипетии и парадоксы культурного трансфера // Mundo Eslavo. 2017. № 16. С. 9–18.

Богданова О.А. Мотив «утверждения земли» в русской литературе 1917–1920-х гг.: статья первая // Новый филологический вестник. 2018. № 2 (45). С. 128–137.

Богданова О.А. Мотив «утверждения земли» в русской литературе 1917–1920-х гг.: Статья вторая // Новый филологический вестник. 2018. № 4 (47). В печати.

Богданова О.А. Новозаветные образы и мотивы в журнале «Народоправство» (1917–1918 гг.): тематико-аналитический обзор // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018. С. 444–455 (Серия: «”Вечные” сюжеты и образы»; Вып. 4).

Гачева А.Г. Художник, спасающий мир // Нева. 2017. № 12. С. 98–121.

Гачева А.Г. Путями Серебряного века: образ революции в публицистике В.Н. Муравьева и философской мистерии «София и Китоврас»; Из ранних редакций мистерии «София и Китоврас» (публикация и примеч. А.Г. Гачевой) // Перелом 1917 года. Революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы. 1917–2017. М. ИМЛИ РАН, 2017. С. 484–530.

Гачева А.Г. Активная апокалиптика: Образы Нового завета в творчестве А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018. С. 422–441 (Серия: «”Вечные” сюжеты и образы»; Вып. 4).

Гачева А.Г. Блудный сын и сын человеческий: версия Н.Ф. Федорова // Московский Сократ. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829–1903). Сборник научных статей. М.: Академический проект, 2018. С. 67–77.

Гачева А.Г. Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX – первой трети XX в. Статья первая: Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев // Вестник РГГУ. Философия – Социология – Искусствоведение. 2018. № 1. С. 24–37.

Гачева А.Г. Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX – первой трети XX в. Статья вторая. От начала века к русской эмиграции первой волны // Вестник РГГУ. Философия – Социология – Искусствоведение. 2018. № 2.  С. 146–159.

Гачева А.Г. Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX – первой трети XX в. Статья третья: Апологеты целостного идеала: тема всеобщности спасения в творчестве мыслителей Советской России А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева, Д.Л. Андреева // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 3 (в печати).

Гачева А.Г. La philosophie du cosmisme russe Le monde – l’homme – l’histoire – le future [Философия русского космизма: Мир – Человек – История – Будущее] // Slavica Occitania, n°46, 2018, (LLA-Créatis), Université de Toulouse. P. 23–47.

Гачева А.Г. “Интеллигенция и революция” в творческом сознании космистов 1920–1930-х годов // Русская интеллигенция и революция в литературе XX века: К 100-летию революции 1917 года. К 125-летию со дня рождения К.А. Федина. Саратов: ИЦ «Наука», 2018. С. 134–146.

Гачева А.Г.. «Вечные темы, вечные вопросы и вечные образы в переписке композитора Владимира Ребикова и философа Александра Горского» для научного журнала // «AvtobiografiЯ. Journal on Life Writing and the Representation of the Self in Russian Culture». № 7. 2018 (в печати).

Гачева А.Г. Mort – Immortalité- Ressuscitation dans l’héritage philosophique de Nikolai Fiodorov [Смерть – Бессмертие – Воскрешение в наследии Николая Федорова] // Slavica Occitania, n°47, 2019, Laboratoire "Lettres, Langages et Arts" (LLA-Créatis), Université de Toulouse (в печати).

Гачева А.Г. Градостроительство как миростроительство: Образ идеального города в мистерии В.Н. Муравьева «София и Китоврас» // Анциферовский сборник – 2017. М.: ИМЛИ РАН, 2018 (в печати).

Глухова Е.В. Вл. Соловьев и гностическая символика в «Повести о Светомире Царевиче» Вяч. Иванова = Vladimir Soloview and gnostic symbolism in “The Tale of Tsarevitch Svetomir” // Europa Orietalis. Вып. 29: Историческое и надвременное у Вяч. Иванова: к 150-летию Вяч. Иванова. Десятая международная конференция / Под ред. М. Плюхановой и А. Шишкина. Salerno, 2017. C.89–101.

Глухова Е.В. Контекст заглавия драмы Александра Блока “Роза и крест”» // Шахматовский вестник. Вып. 16. М.: ИМЛИ РАН, 2017. С.272–294.

Глухова Е.В. Вячеслав Иванов в проектах Наркмпроса: Клуб «Красный петух» 1918–1919 гг // Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. Вып. 3. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С.334–353.

[Глухова Е.В.] Вяч. Иванов. Происхождение греческой трагедии / Подготовка текста, публикация, комментарий Е.В. Глуховой // Там же. С.353–376.

Глухова Е.В. Евангельский сюжет о рождении младенца и его трансформация в автобиографической мифологии Андрея Белого // Вестник славянских культур. 2018 № 4(50).

Есенина Е.А.  Проза А. Цветаевой: автобиографизм и мифотворчество // Studia Litterarum. 2017. Т.2, № 4.

Зусева-Озкан В.Б. Образ воительницы в поэме «Царь-Девица»: к вопросу о характерологии М. Цветаевой (Статья вторая) // Новый филологический вестник. 2017. № 1 (40). С. 105–118.

Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в творчестве М.И. Цветаевой // Русская литература. 2017. № 4. С. 212–228.

Зусева-Озкан В.Б. «Я сама, как валькирия, буду…»: источники образа героини в «Гондле» Н. Гумилева (Статья первая) // Новый филологический вестник. 2017. № 4 (43). C. 129–140.

Зусева-Озкан В.Б. «Заметки к Гондле» Н. Гумилева // Литературный факт. 2017. № 6. C. 258–266.

Зусева-Озкан В.Б. Я сама, как валькирия, буду…»: источники образа героини в «Гондле» Н. Гумилева (Статья вторая) // Новый филологический вестник. 2018. № 1(44). С. 109–126.

Зусева-Озкан В.Б. Сюжет искупления в «Гондле» Н.С. Гумилева // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / сост. и отв.ред. О. Богданова, А. Гачева. М.: Индрик, 2018. С. 160–171 (Серия «“Вечныеˮ сюжеты и образы»; вып. 4).

Зусева-Озкан В.Б. Триптих «Пенфесилея» и образ девы-воительницы в творчестве С.Я. Парнок // Сибирский филологический журнал. 2018. Вып. 4. С. 78–94.

Зусева-Озкан В.Б. «Легенда из Т. Тассо» и ее редакции: история Танкреда и воительницы Клоринды в изложении Д.С. Мережковского // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 56. В печати.

Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в художественном мире А. Блока (Статья первая) // Новый филологический вестник. 2019. № 1. В печати.

Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в художественном мире А. Блока (Статья вторая) // Новый филологический вестник. 2019. № 2. В печати.

Кузнецова Е. В. «Грёзовое царство» И. Северянина: утопия или пародия? // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420. С. 51–60.

Кузнецова Е. В. Маски «короля» и «шута» в поэзии И. Северянина. Часть 1 // Новый филологический вестник. 2017. №4 (43). С. 117–129.

Кузнецова Е. В. «Трансформация образов Демона и Тамары в поэзии А. Белого и А. Блока 1900-х гг. в контексте мировоззрения “конца века”» // Эйхенбаумовский сборник. 2018 (в печати).

Кузнецова Е. В. Ученик и/или пародист: мотивы Ф. Сологуба в поэзии И.  Северянина // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2018. Том. 77. №1. С. 29–40.

Кузнецова Е. В. Трансформация философско-религиозного дискурса модернизма в поэзии И. Северянина // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 433. С. 5–13.

Кузнецова Е. В. «Царственный паяц»: маски короля и шута в поэзии И. Северянина. Статья вторая // Новый филологический вестник. 2018. №3(46).  C.152–161.

Кузнецова Е. В. Поэтика пародийности в доэмигрантском творчестве Игоря Северянина // Russian Literature. 2018. № 95. С. 33–62.

Кузнецова Е. В. Мифологемы К. Бальмонта в поэзии И. Северянина: подражание или пародия? // Русская литература. 2019. №1 (в печати).

Магомедова Д.М. Поэтика черновика: первая редакция стихотворения А. Блока «Поэты» // Welt der Slaven. 2017. № 1. S. 116–123.

Магомедова Д.М. Зара Григорьевна Минц в письмах и в памяти // Заре Григорьевне посвящается…: Публикации, воспоминания, статьи. К 90-летию со дня рождения. – Таллин, 2017. С. 298–317.

Магомедова Д.М. Трансформация автобиографического мифа в драме Александра Блока «Роза и Крест» (К проблеме гротескно-карнавальной модели символистского текста) // Шахматовский вестник. Вып. 14. Александр Блок. «Роза и Крест». Исследования и интерпретации. М.: ИМЛИ, 2017. С. 20–28.

Магомедова Д.М. Ветхозаветные, евангельские и языческие мотивы в повести Евгения Замятина «Уездное» // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / сост. и отв.ред. О. Богданова, А. Гачева. М.: Индрик, 2018. С. 190–199 (Серия «“Вечныеˮ сюжеты и образы»; вып. 4).

Магомедова Д.М. Картина с вынутыми звеньями: стихотворение-шифр в символистской и постсимволистской поэзии // Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения:  Коллективная монография. Siedlce, 2018. S. 596–605.

Магомедова Д.М. Чужой текст в прозе Александра Блока // Производство смысла: Сборник статей и материалов памяти И.В. Фоменко. Тверь, 2018. С. 107–119.

Магомедова Д.М. «Роман в письмах»: Переписка Александра Блока с женой (1901–1917 гг.) // А.А. Блок – Л.Д. Менделеева-Блок. Переписка 1901–1917. М.: ИМЛИ РАН, 2018. C. 3–18.

Полонский В.В. Хилиастическая трансформация новозаветной образности в поздней историософии Д.С. Мережковского // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018. С. 400–421 (Серия «“Вечныеˮ сюжеты и образы»; вып. 4).

Полонский В.В. Апокалиптика и сакральные коды в литературных зеркалах русской революции 1917 года // Известия РАН. Сер. литературы и языка. Том 77. № 1 (2018). С. 12–17.

Серегина С.А. Андрей Белый и Николай Клюев: типология литературного мифа // Арабески Андрея Белого. Жизненный путь. Духовные искания. Поэтика. Белград–М.: Изд-во филологического ф-та в Белграде, 2017. С. 451–469.

Серегина С.А. Автограф поэмы С.А. Есенина «Пугачев» из собрания Лондонской библиотеки: текстологический аспект // Русская литература. 2017, № 1. С. 168–181.

Серегина С.А. Образ пути в творчестве С. А. Есенина и А.А. Блока: ранняя лирика // Научный диалог. 2017, № 10. С. 179–187.

Серегина С.А. Н.А. Клюев и Л.Д. Семенов: к истокам клюевской революционности // Перелом 1917 года: революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы / Отв. ред. В.В.Полонский, ред.-сост. В.М.Введенская, Е.В.Глухова, М.В.Козьменко. М.: ИМЛИ РАН, 2017. С. 235–246.

Серегина С.А. «Животворные ключи “Нового Назарета”: к истории “скифского мифа” русской литературы» в сборнике Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Отв. ред. Богданова О.А., Гачева А.Г. М.: Индрик, 2018. С. 456–475 (Серия: «”Вечные” сюжеты и образы»; Вып. 4).

Серегина С.А. «Знаки замысла предвечного…»: к истокам клюевской эзотеричности // «Материнский архетип в творчестве Н. А. Клюева: Первообраз. Символ. Структура». 2019 (в печати).

Симонова О.А. Сюжет о бегстве Агари в русской поэзии начала XX века // Новый филологический вестник. 2017. № 3 (42). С. 109–122.

Симонова О. «Вавилонская башня и другие древние легенды» под редакцией К.И. Чуковского: История издания // Детские чтения. 2017. № 1 (011). С. 157–183.

Симонова О.А. «В этой легкой церкви — Корней архиерей»: «сквозные» образы в поэзии К. Чуковского и его современников // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 2. С. 122–143.

Симонова О.А. Образ апостола Петра как привратника рая в поэзии Н.С. Гумилева и Ф.К. Сологуба в контексте традиции // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018. С. 116–131  (Серия «“Вечныеˮ сюжеты и образы»; вып. 4).

Скороходов М.В. Валерий Брюсов – гимназист: к вопросу об истоках системы образов поэта // Брюсовские чтения 2016. Ереван: Лингва, 2017. С. 239–251.

Скороходов М.В. Ключевые события евангельской истории в учебных программах гимназий и в творчестве их выпускников // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018. С. 250–265 (Серия «“Вечныеˮ сюжеты и образы»; вып. 4).

Спивак М.Л. «О, дети Солнца, как они прекрасны!»: Андрей Белый – К.Д. Бальмонт – Ф.М. Достоевский – В.В. Розанов // Русская литература. 2017. № 1. С. 162–168.

Спивак М.Л. «Где же ты, Золотое Руно?»: к вопросу об источниках и контекстах аргонавтического мифа Андрея Белого // Зборник матице српске за славистику = Славистический сборник = Review of Slavic Studies. Нови сад: Матица српска, 2017. № 91. С. 57–90.

Спивак М.Л. «Жесты оккультных угроз»: мотив сглаза у Андрея Белого // Russian Literature. № 93/94 (2017). С. 263–282.

Спивак М.Л. Неизвестный «Демон» М.А. Врубеля // Наше наследие.  2017. № 123 (3). С. 2–7.

Спивак М.Л. «Письмо, написанное в сердцах наших»: Андрей Белый — Рудольф Штейнер — апостол Павел» // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018. С. 372–389 (Серия «“Вечныеˮ сюжеты и образы»; вып. 4).

Спивак М.Л. "Нетронутое тело" у Г. Бахмана, В. Брюсова и А. Блока: эволюция формулы // Acta Slavica Estonica. X. Личность и эмоции в культуре Серебряного века». Тарту: University Tartu Press, 2018 (в соавторстве с А.Л. Соболевым) (в печати).

Одесский М.П., Спивак М.Л. Персонажи дилогии И. Ильфа и Е. Петрова в перспективе «серебряного века» // Stanford Slavic Studies. Vol. 48: Across Borders: Essays in 20th Century Russian Literature and Russian-Jewish Cultural Contacts. In Honor of Vladimir Khazan / Edited By Lazar Fleishman and Fedor B. Poljakov. Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Warszawa, Wien. 2018. С. 251–266.

Топорков А.Л. Стихотворение Вяч. Иванова “Три гроба”: источники и символическая структура. Часть первая // Новый филологический вестник. 2017. № 3(42). С. 198–213.

Топорков А.Л. Заговоры от вражеского оружия в контексте фольклорных фальсификаций И.П. Сахарова // Russian Literaturе. 2017. № 93/94. С. 103–130.

Toporkov, A. Wondrous dressing with celestial bodies in Russian charms and lyrical poetry [«Мотив «чудесного одевания» в русских заговорах и лирической поэзии»] // Folklore. Electronic Journal of Folklore 2018. V. 71. P. 207–216.

Топорков А.Л. Стихотворение Вяч. Иванова “Три гроба”: источники и символическая структура. Статья вторая // Новый филологический вестник. 2018. № 2 (45). С. 154–166.

Топорков А.Л. «Стих о Святой Горе» Вяч. Иванова: опыт интерпретации. Статья вторая // Studia Litterarum. 2018. № 4 (в печати).

Чечнёв Я. Д. К постановке проблемы «вечного возвращения» в творчестве Константина Вагинова // Новый филологический вестник. 2018. № 2 (45). С. 177–191.

Чечнёв Я. Д. Вагинов и античность: эллин Филострат в условиях становления нового быта // Сибирский филологический журнал. 2018. № 2. С. 79–88.

Чечнёв Я. Д.  Образы Нового Завета в раннем творчестве Константина Вагинова // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018. С. 502–511 (Серия «“Вечныеˮ сюжеты и образы»; вып. 4).