”вечные” сюжеты и образы
в литературе и искусстве русского модернизма
«Образ апостола Петра как привратника рая в русской литературе конца XIX –– начала XX века»: материалы к библиографии.

Образ апостола Петра как привратника рая

в русской литературе конца XIX –– начала XX века

в традиции:

Евангелие от Матфея (16: 18–19)

Французские фаблио «О том, как виллан словопрением добился рая», «О святом Петре и жонглере» (XII–XIII вв.)

Данте Алигьери «Божественная комедия» («Ад», песнь 1, стихи 133–135, песнь 19, стихи 88–96; «Чистилище», песнь 9, стихи 73–145; «Рай», песнь 32, стихи 136–139, песнь 24, стихи 19–154, песнь 27, стихи 10–75) (начало XIV в.)

Галатео Антонио «Отшельник» (1496)

Сакс Ганс «О ландскнехтах» (1508), «Святой Петр и ландскнехты» (1556), «Портной со знаменем» (1563)

Эразм Роттердамский «Юлий, не допущенный на небеса» (1513)

Мильтон Джон «Потерянный рай» (Книга третья) (1667)

«Повесть о бражнике како вниде в рай» (XVII в.)

Беранже П.-Ж. «День поминок» (1815), «Две сестры милосердия» (1821) «Ключи рая» (1821)

Сказка в собрании братьев Я. и В. Гриммов «Портной в раю» (1819)

«Повесть о бражнике» [легенда] // Народные русские легенды, собранные А.Н. Афанасьевым. Новосибирск, 1990. С. 129–130 (и др. издания).

Стриндберг А. «Ключи от рая» (1892)

Эмме М. «Польдевская легенда» (1942)

 

в русской поэзии конца XIX –– начала XX века:

Бедный Демьян «Как 14 дивизия в рай шла» (1923)

Брюсов В.Я. «Евангельские звери. Итальянский аполог XII века (неизвестного автора)» (1916)

Бунин И.А. «День памяти Петра» (1925)

Гумилев Н.С. «Ворота рая» (1908), «Христос» (1910), «Рай» (1915)

Одоевцева И.В. «Баллада об извозчике» (1921)

Соловьев С.М. «Рим [Италия]» (1913–1915), «Гении народов: Гений латинян» («Ты был взлелеян солнечным лучом...») (1907)


Сологуб Ф. К. «Я испытал превратности судеб...» (1919)

Ходасевич В.Ф. «Джон Боттом» (1926)

 

в русской прозе конца XIX –– начала XX века:

Булгаков М.А. «Белая гвардия» (Часть 1, глава 5) (1924)

Катаев В.П. «Под Сморгонью» [рассказ] (1939)

Лесков Н.С. Некуда (Книга 2, глава 8 // Лесков Н.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1989. С. 313) (1864)

Ремизов А.М. «Гнев Ильи Пророка, от него же сокрыл Господь день памяти его» (1906)

Толстой Л.Н. «Кающийся грешник» (1885)

 

Исследования:

Веселовский А.Н. Нерешенные, нерешительные и безразличные дантовского ада // Журнал Министерства народного просвещения. 1888. Ч. 260, отд. 11, ноябрь. С. 87–116.

Власов В.Г. Византийское и древнерусское искусство: Словарь терминов. М., 2003. С. 20–21.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в древней Руси. Л., 1984. С. 60.

Малоян З. Символика ключей в искусстве // Տարեգիրք, ԵԳՊԱ. Երևան, 2011. [Сборник трудов Ереванской государственной художественной академии (ЕГХА). Ереван, 2011]. С. 166–173.

Нестерова О.Е. Петр // Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991. С. 439–440.

Нестерова О.Е. Петр // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1992. 2-е изд. Т. 2. С. 307–309.

Петров М.Т., Черняк И.Х. Ренессансное понимание религии в трактате А. Галатео «Отшельник» // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма: Сб. трудов. Л., 1978. С. 110–120.

Покровский Н.В. Очерки памятников православной иконографии и искусства. СПб., 1894. С. 171.

Религиозный Петербург / Гос. Русский музей; [авт. ст. Никита Крылов и др.]. СПб., 2004. С. 34.

Семячко С.А. Древнерусская «Повесть о бражнике» и западноевропейские варианты обработки этого сюжета // Немцы в России. Проблемы культурного взаимодействия. СПб., 1998. С. 7–13.

Семячко С.А., Смирнов И.П., Повесть о бражнике // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3. СПб., 1998. С. 85–89.

Соболев А.Н. Загробный Мир по древнерусским представлениям. (Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания). Сергиев Посад, 1913. С. 178–179.

Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л., 1979. (Cюжет № 800* «Пьяница входит в рай…». С. 201).

Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. Пб., 1912. Т. 10. С. 258.

Тагер Е. Модернистские течения в русской литературе и поэзия межреволюционного десятилетия (1908–1917) // Тагер Е. Избранные работы по литературе. М., 1989. С. 426.

Фокина О.Н. Литературная история «Повести о бражнике» и проблемы народной книги: Текст и контекст. Новосибирск, 1995.

Фокина О.Н. Мотив обретения рая в немецкой и русской литературе XVI–XVII вв. // Книга и литература: Сб. науч. статей НГУ и ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 1997. С. 237–249.

Фокина О.Н. «Повесть о бражнике»: проблемы происхождения и интерпретации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, Филология. 2006. Т. 5. № 2. С. 9–23.

Фокина О.Н. Эволюция древнерусского четьего сборника как народной книги в историко-литературном контексте XVII–XVIII вв. Автореф. дисс. … доктора филологических наук. Екатеринбург, 2009. С. 17, 20–21.

Яйленко Е.В. Библейские сюжеты в европейской живописи. М., 2005. С. 413.