”вечные” сюжеты и образы
в литературе и искусстве русского модернизма
Биография

Богданова Ольга Алимовна - старший научный сотрудник Отдела русской литературы конца XIX – начала XX века Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН). 

Доктор филологических наук, диссертация на тему «Традиции ”идеологического романа” Ф.М. Достоевского в русской прозе конца ХIХ – начала ХХ века» защищена в ИМЛИ РАН 25 июня 2009 г. 

Кандидатская диссертация на тему «Достоевский-романист 1860-х годов и традиции натуральной школы (трансформация конфликта “человек и среда”)» защищена в ИМЛИ РАН в 1989 г. 

Область научных интересов: художественная проза рубежа XIX-XX вв., в особенности творчество писателей-неореалистов 1910-х гг.; творчество и биография Ф.М. Достоевского, рецепция  наследия писателя в конце XIX – начале XX вв.; история достоевсковедения; русская проза рубежа XX-XXI вв.

Член Международного общества Ф.М. Достоевского. Постоянный участник ежегодных конференций, посвященных творчеству писателя, в Санкт-Петербурге и Старой Руссе; участник симпозиумов МОД.

Автор более 130 публикаций, в том числе 1 монографии, 2 учебных пособий и более 20 словарно-энциклопедических статей в изданиях: Энциклопедия литературных героев / Сост. и науч. ред. д-р искусствоведения С.В. Стахорский. М.: Аграф, 1997; Русские писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. / Под ред.  П.А. Николаева. М.: Просвещение, 1990. 2-е изд.: М.: Просвещение, 1996; Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература ХIХ века / Под ред. д.ф.н. Вл.И. Новикова. М.: Олимп; Издательство АСТ, 1996. 

В рамках проекта РНФ «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» (2014-2016, рук. А.Л. Топорков) занимается разработкой темы: «Модификации культурной константы “земля” в литературе русского модернизма». 

В 2014 г. О.А. Богданова начала разработку проблематики, связанной с одной из ведущих констант русской национальной языковой картиной мира – «земля», в произведениях русских модернистов первой трети XX века. Основное внимание было уделено установлению диапазона значений мифологемы «земля» в творчестве Ф.М. Достоевского (писателя, чьи художественные, философско-мировоззренческие и религиозно-этические открытия стали определяющими для многих культурных деятелей Серебряного века) и их преломлению в произведениях модернистов начала XX века, в частности известного прозаика, поэта и эссеиста Г.И. Чулкова. Сделан доклад по теме проекта «Метаморфозы новозаветного образа “земли” в исследованиях Г.И. Чулкова о Ф.М. Достоевском» на VIII Всероссийской конференции «Евангельский текст в русской словесности: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр» (ПетрГУ, Петрозаводск, Россия, 9-11 июня 2014 г.). В докладе обсуждалось своеобразие рецепции наследия Ф.М. Достоевского в Серебряном веке, в первую очередь важнейшей для писателя мифологемы «земля» в ее новозаветном понимании, идущем от В.И. Иванова; на этом фоне рассматривались особенности трактовки указанной мифологемы Г.И. Чулковым как в его символистский период, так и в более поздние годы приверженности «достоевскому» «реализму в высшем смысле» (1930-е). По материалам доклада опубликована статья «Эволюция концепта “земля” в критике Г.И. Чулкова о Ф.М. Достоевском» (Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 2015. Вып. 13). В статье прослеживается эволюция во взглядах известного символиста, прозаика, поэта и эссеиста первой трети XX века Г.И. Чулкова на ключевой для Ф.М. Достоевского концепт «земля»: от отрицания в дореволюционные годы (свойственного многим деятелям «нового религиозного сознания» и писателям ряда литературных направлений Серебряного века) до приятия в 1930-е годы (которое соответствовало православно-христианскому отношению Достоевского, наиболее ярко выраженному в «Братьях Карамазовых», и взглядам воцерковившегося к этому времени Чулкова).

Кроме того, в 2014 г. О.А. Богдановой была начата  подготовительная работа по малоизученной в мировом литературоведении теме дворянской усадьбы в аспекте исследования константы «земля» в русской культуре (сделано два доклада). Первый доклад – «Мифологема “земля” в “усадебной” прозе А.Н. Толстого 1910-х гг.»  на Международной конференции «Алексей Толстой: личность в контексте эпохи» (ИМЛИ РАН – ГЛМ, Москва, 20-22 ноября 2014 г.). В докладе анализировался небольшой, но содержательно емкий рассказ А.Н. Толстого «Утоли моя печали» (1915), который служит убедительной иллюстрацией обращения к мифологеме «земля» для углубления проблематики произведения и придания ему тысячелетних мифопоэтических коннотаций. Второй доклад – «Мистериальные аспекты изображения дворянской усадьбы в прозе Серебряного века» – сделан на V Международном конгрессе «Русская литература в мировом культурном контексте» (Москва, Фонд Достоевского – ОИФН РАН, 18-22 декабря 2014 г.). В докладе рассматривался «усадебный текст» русской литературы Серебряного века (на примере произведений писателей-неореалистов И.А. Бунина, Б.К. Зайцева, А.Н. Толстого, И.С. Шмелева, Е.И. Замятина) в аспекте евангельской притчи о «пшеничном зерне», которое «если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 23-25), указывающей на «землю» как одновременный топос смерти и рождения к новой жизни, причем для одного и того же субъекта существования. 

Также в 2014 г. в работе О.А. Богдановой по теме проекта затронут и актуальный междисциплинарный интермедиальный аспект – в докладе «Роман Ф.М. Достоевского “Бесы” как “русская трагедия”: взаимопроникновение литературно-критических и театрально-постановочных интерпретаций в 1910-е гг.» (Научная конференция «Эпоха символизма: встреча литературы и искусства». Москва, Государственный институт искусствознания, 26-27 ноября 2014 г.). В докладе предпринята попытка выяснить, почему именно постановка «Бесов» в Московском Художественном театре в 1913 г. дала импульс к появлению наиболее глубоких литературно-философских исследований о великом романе, принадлежащих С.Н. Булгакову, В.И. Иванову, Н.А. Бердяеву.

Сообщение О.А. Богдановой «Миф Достоевского в поэзии Б.А. Садовского и научной прозе В.Л. Комаровича» на научном семинаре «Филологические знания в контексте литературы Серебряного века». Москва, РГГУ, 5 декабря 2014 г.) раскрыло дополнительные штрихи мифологизированного в Серебряном веке образа Ф.М. Достоевского, к чьей концепции «земли» в той или иной мере обращались практически все культурные деятели 1900-1920-х гг. В сообщении сопоставлялись «мечтательные» образы Ф.М. Достоевского 1840-х гг. в стихотворении Б.А. Садовского «В тебе слились два лика…» (1919) и статье В.Л. Комаровича «Юность Достоевского» (1917-1924), сходство которых объясняется интенсивными личными контактами обоих деятелей культуры в указанный период.

О.А. Богданова участвовала в Круглом столе по теме проекта «Проблемы изучения “вечных” сюжетов и образов в литературе и искусстве русского модернизма» 2 октября 2014 г. (ИМЛИ РАН) в качестве оппонента к докладу молодого ученого Е.А. Извозчиковой «Договор человека с дьяволом в творчестве А.Н. Толстого». В рецензии на доклад указывались  как его достоинства (показ жанрового новаторства Толстого-прозаика, направленного на освоение нового жизненного материала; выявление архетипических сюжетов и анализ их «переворачивания»; привлечение более широкого контекста творчества писателя), так и недочеты (недостаточное внимание к претекстам Ф.М. Достоевского; отсутствие анализа мифа о «маленьком человеке» и его демонизации в Серебряном веке; отсутствие обращения к художественной специфике неореализма).

За истекший период 2015 г. О.А. Богданова проделала следующую работу. Подготовлены и приняты в печать 4 статьи: «В.Л. Комарович и публикация “Братьев Карамазовых”» (0, 8 а.л., ж. ”Die Welt der Slaven” (Мюнхен); «Миф Достоевского в поэзии Б.А. Садовского и научной прозе В.Л. Комаровича» (0, 8 п.л., ж. «Русская литература»; «Спор о Хромоножке Достоевского: литература – театр – литература» (1, 2 п.л., ж. «Вопросы литературы»);  «Мотив “отрицания земли” в критике и прозе русских символистов» (0, 7 п.л.,  сборник материалов конференции «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» (ИМЛИ РАН, 27-28 апреля 2015 г.). 

Прочитаны 4 доклада: «Хромоножка в спектакле “Николай Ставрогин” (МХТ, 1913): взаимопроникновение литературно-критических и театрально-постановочных интерпретаций» на семинаре «Женские образы в литературе и искусстве русского модернизма»  в  ИМЛИ РАН  22  января 2015 г.; «Мотив “отрицания земли” в прозе русских модернистов» на Международной конференции «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» в ИМЛИ РАН  27-28 апреля 2015 г.; «От Мережковского до Комаровича: динамика образа-мифа Достоевского в Серебряном веке» на XXX Международных чтениях «Достоевский и современность» (21-24 мая 2015 г., г. Старая Русса В. Новгородской обл.); «”Усадебный текст” Серебряного века как ретроспективная утопия» на Международной конференции «Утопия и эсхатология в литературе, искусстве и философской мысли русского модернизма» (ИМЛИ РАН, 24-26 июня 2015 г.).

Кроме того, О.А. Богданова приняла участие в круглом столе «Проблемы составления сюжетно-мотивных указателей» 19 марта 2015 г. в ИМЛИ РАН, выступив в дискуссии.

Будучи членом оргкомитета конференции по теме проекта «Утопия и эсхатология в литературе, искусстве и философской мысли русского модернизма» (24-26 июня 2015 г.), она внесла существенный вклад в подготовку конференции.