”вечные” сюжеты и образы
в литературе и искусстве русского модернизма
Toporkov ob 2 page 001
Мифологические образы в литературе и искусстве
Дата проведения:12.11.2015

В основу книги положены доклады, которые были заслушаны на международной конференции молодых ученых «мифологические образы в литературе и искусстве» (Москва, ИМЛИ РАН, 29–30 апреля 2015 г.). В статьях обсуждаются судьбы мифологических сюжетов в мировой культуре; исследуются пути аллегоризации, символизации и идеологизации мифа; различные ракурсы восприятия и трансформации архаической и классической мифологии, платонической и христианской традиции от средневековья и возрождения к романтизму, символизму, реализму, модернизму и постмодернизму; рассматриваются современные неомифологические тексты. Книга предназначается для филологов, искусствоведов, историков культуры. Приобрести книгу на сайте издательства "Индрик" http://indrik.ru/mifologicheskie-obrazy-v-literature-i-iskusstve 

Содержание

Метаморфозы античной традиции

А.В. Журбина. Миф об Амуре и Психее 
в «Мифологиях» Фульгенция: 
аллегория или персонификация? . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Ю.С. Патронникова. Мифологическая 
структура романа Франческо Колонны 
«Гипнеротомахия Полифила» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Д.Д. Черепанов. Тема искусства в новеллах 
Йозефа фон Эйхендорфа: образ Венеры . . . . . . . . . . . . 26

Ю.Г. Котариди. Лики Психеи в литературе 
западноевропейского романтизма . . . . . . . . . . . . . . . . 36

М.С. Брагина. Андрогины: платоновский миф 
в концепции декаданса Жозефена Пеладана . . . . . . . . 46

Д.В. Золина. Рецепция орфических мистерий 
в стихотворениях В.Я. Брюсова . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

А.В. Леонавичус. Дионисийский танец 
в «Снежной маске» Александра Блока . . . . . . . . . . . . . 66

О.А. Москаленко. Мифология Венеры 
в ранней лирике Федерико Гарсиа Лорки . . . . . . . . . . . 76

Д.М. Синичкина. Образы античных мифов как ключ 
к расшифровке позднего творчества Н. Клюева 
(стихи Анатолию Яр-Кравченко). . . . . . . . . . . . . . . . . 86

Неомифологизм 
в литературах Европы и Америки

В.Б. Коконова. Португальский миф 
в творчестве Жуана Батишты Алмейды Гаррета . . . . . 100

Э.Т. Ахмедова. Мифология загробной жизни 
в британском спиритизме середины XIX в. . . . . . . . . 110

Р.Р. Ганиева. Мифология испанской идентичности 
в прозе Висенте Бласко Ибаньеса 1907–1909 гг. . . . . . . 120

М.Е. Балакирева. Миф коллективный versus миф 
индивидуальный в сюрреализме 1920-х — 1930-х гг. . . 132

А.В. Володина. Трансформация мифологемы 
«золотого века» американского Юга в романе 
Уильяма Фолкнера «Авессалом, Авессалом!» . . . . . . . 144

А.В. Голубцова. От мифа национального к мифу 
архаическому: гротескные трансформации 
итальянской национальной мифологии 
в романе Луиджи Малербы «Главный герой». . . . . . . 154

А.Г. Волховская. «Кольцо Пушкина» 
Хуана Эдуардо Суньиги: мифология творчества . . . . . 164

Л. С. Айрапетян. Миф о вечном возвращении 
в романе Карлоса Фуэнтеса «Инстинкт Инес». . . . . . . 174

Ю.В. Ким. Нарциссизм и нарративные 
особенности академического романа 
(на материале романа Антонии Сьюзен Байетт 
«Обладать») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184

Сюжеты и образы 
русской литературы

В.Д. Кастрель. Сюжет об ожившей статуе 
в романе Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» 
и в рассказе А.В. Амфитеатрова «Мертвые боги» . . . . 196

В.Б. Зусева-Озкан. Образ девы-воина 
у Валерия Брюсова и Николая Гумилева: 
«Бой» и «Поединок» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206

О.А. Симонова. Символика часов 
в поэзии И.Ф. Анненского в контексте 
литературной традиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228

Е.П. Дыхнова. Символ покрова в поэзии 
Вячеслава Иванова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252

С.А. Серегина. Образ распятия 
в произведениях Андрея Белого, Николая Клюева 
и Сергея Есенина (1917–1918 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . 262

А.С. Акимова. Структурообразующие мотивы 
повести Бориса Пастернака «Детство Люверс» . . . . . . 284

Е.А. Извозчикова. Обетованная земля или 
«дикая пустота»? Образ Европы в произведениях 
А.Н. Толстого конца 1910-х и 1920-х гг. . . . . . . . . . . . . 298

О.Г. Тишкова. Славянские мифологические 
образы в сборнике Н.А. Тэффи «Ведьма» . . . . . . . . . . 308

О.А. Неклюдова. «Лавр» Евгения Водолазкина 
как неомифологический роман . . . . . . . . . . . . . . . . . 318

Мифы и символы 
в визуальных проекциях

Д.А. Зеленин. Становление художественной формы 
книжной эмблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330

Е.В. Журбина. Мифологические и символические 
аспекты картины Яна Брейгеля Младшего 
«Аллегория вкуса». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342

С.В. Соловьева. Рама как элемент мифотворчества: 
влияние рамы на восприятие живописного образа . . 348

Список иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359

Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362

About the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367

Именной указатель ... ... . . . . . . .... . . . . ... ... 371 

указатель литературных 
и мифологических персонажей . . . . . . . ... . . ... . . 379