”вечные” сюжеты и образы
в литературе и искусстве русского модернизма
Toporkov1 ob 06 10 page 001
«Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма
Дата проведения:12.11.2015

В основу издания положены доклады, которые были заслушаны на международной конференции «“Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» (Москва, ИМЛИ РАН, 27–28 апреля 2015 г.). В статьях обсуждаются судьбы «вечных» сюжетов в период, ограниченный в основном 1895 и 1935 гг. Образы Одиссея, Сафо, Венеры, Саломеи, Тристана и Изольды, Крысолова из Гаммельна и др. подверглись тотальному переосмыслению в творчестве русских модернистов и заиграли неожиданными смыслами.  Приобрести книгу можно на сайте издательства "Индрик" http://indrik.ru/vechnye-syuzhety-i-obrazy-v-literature-i-iskusstve-russkogo-modernizma 
 

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
 

Античные образы в русской литературе

Р. Мних. Одиссей в эпоху модернизма: концептуализация и символика образа . . . . . . . . . . . 12

Ю.Б. Орлицкий. Сапфическая строфа 
как способ презентации образа Сафо в русской литературе Серебряного века . . . . . . . . . . . . 32

Д. Шимоник. Образ лабиринта в романе Ивана Рукавишникова 
«Проклятый род» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

Д.М. Синичкина. Обращение к античности 
в творчестве Николая Клюева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
 

Трансформации «вечных» образов и сюжетов

В.В. Полонский. «Вечные образы» Данте в русской культуре конца XIX — первой 
половины XX века: между Д.С. Мережковским 
и А.К. Дживелеговым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

А.В. Ведель. Легенда о Тристане и Изольде
в русской поэзии первой трети ХХ века . . . . . . . . . . . 106

Н.И. Шром. Крысолов из Гамельна: 
славянская версия «вечного» сюжета . . . . . . . . . . . . 126

Е.В. Глухова. Мифология «Солнечного града»
в работах Андрея Белого 
послереволюционного периода . . . . . . . . . . . . . . . . 146

А.Л. Топорков. Повесть А.М. Ремизова 
«О безумии Иродиадином», 
пьеса Оскара Уайльда «Саломея» 
и «Песнь песней» царя Соломона . . . . . . . . . . . . . . . . 170

А.Г. Гачева. Образ Китовраса в культуре 
Древней Руси и его трансформации 
в эпоху русского модернизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192

Е.К. Созина. «Вечные» образы в творческой 
интерпретации «зырянского Фауста» 
Каллистрата Жакова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220

О.А. Богданова. Мотив «отрицания земли» 
в критике и прозе русских символистов . . . . . . . . . . 238
 

 «Вечные» образы в искусстве

О.С. Давыдова. Мнимая вечность: 
художники-символисты в поисках 
земного рая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258

Е.И. Водонос. К.С. Петров-Водкин: 
от образа матери к образу Мадонны и обратно... . . . . 284

И.М. Сахно. Иконография Венеры в поэзии 
и живописи русского авангарда 1910–1925 гг. . . . . . . 298

И.В. Обухова-Зелиньская. Персонажи 
commedia dell’arte в культуре русского
модернизма (живопись — театр — периодика) . . . . . 314

М.Л. Спивак. Сирин, Алконост, Гамаюн: 
между В.М. Васнецовым и А.А. Блоком . . . . . . . . . . . 330

Е.В. Наседкина. «Одержимый или пророк»: 
трансформация образов Арлекина, безумца, 
Христа и шута в творчестве и прижизненной 
иконографии Андрея Белого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356

Н.В. Злыднева. Мифология света 
и электричества в живописи 1920-х годов. . . . . . . . . 372

Список иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389

Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396

Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397

About the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401

Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405

Указатель литературных 

и мифологических персонажей . . . . . . . . . . . . . . . . 413