”вечные” сюжеты и образы
в литературе и искусстве русского модернизма
%d1%84%d0%bb%d0%be%d1%80%d0%b5%d0%bd%d1%82.%d0%bc%d0%be%d0%b7%d0%b0%d0%b9%d0%ba%d0%b0
”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма
Добавлено: 07.23.2015
Программа конференции

27 апреля, понедельник

Конференц-зал ИМЛИ

10.00 - 11.00 Регистрация участников конференции

11.00 - 14.00 Открытие конференции. Первое пленарное заседание​

В.В. ПОЛОНСКИЙ (Москва). Русская Danteana до и после революционного порога: между Мережковским и Дживевелеговым

Д.М. МАГОМЕДОВА (Москва). Арлекин, Пьеро и русская масленица: проблема источников пьесы А.А. Блока «Балаганчик».

О.С. ДАВЫДОВА (Москва). Мнимая вечность: художники-символисты в поисках земного рая

Н.В. ЗЛЫДНЕВА (Москва). Мифология света и мотив электричества в живописи 1920-х годов

В.Г. ЩУКИН (Польша). Эрос — вожделение — похоть: от Платона до Федора Сологуба

И.Н. ЛАГУТИНА (Москва). Образ Лесного царя: немецкий контекст русского символизма.

14.00 - 15.00 Обеденный перерыв

15.00 - 18.00 СЕКЦИЯ «Литературные архетипы и универсалии» Конференц-зал ИМЛИ РАН

Е.В. НАСЕДКИНА (Москва). «Одержимый или пророк»: трансформация образов Арлекина, безумца, Христа и шута в творчестве и прижизненной иконографии Андрея Белого

Е.А. ОСЬМИНИНА (Москва). Шекспировские образы в поэзии З.Н. Гиппиус

В.Н. ДЯДИЧЕВ (Москва). Лепта вдовы и обол Харона в литературе русского модернизма

Р. МНИХ (Польша). Одиссей в эпоху модернизма: концептуализация и символика образа

Д.М. СИНИЧКИНА (Франция). Сюжеты и образы Древней Эллады в жизнетворчестве Николая Клюева

Ф.С. КАПИЦА (Москва). Мотив договора с дьяволом в русской прозе первой трети ХХ века

М.А. Ариас-Вихиль (Москва). Образ птицы-вестника в эпоху символизма: Буревестник и Альбатрос

15.00 - 18.00 СЕКЦИЯ «“Вечные” образы в культуре модернизма» Каминный зал ИМЛИ РАН

М.В. СКОРОХОДОВ (Москва). Вечные сюжеты и образы в лекциях профессоров-словесников начала XX века

М.Л. СПИВАК (Москва). Издательство «Алконост» и «райские птицы» русского модернизма

Е.К. СОЗИНА (Екатеринбург). Вечные образы в творческой интерпретации «зырянского Фауста» Каллистрата Жакова

Т.В. ГАЛИНА (Москва). Зарайские сфинксы Анны Голубкиной

М.А. АРИАС-ВИХИЛЬ (Москва). Образ птицы-вестника в эпоху символизма: Буревестник и Альбатрос

Д. МАЙКЛЬСОН (США). Образ Лебединой песни в русской поэзии 1900—1920-х гг.

28 апреля, вторник

Конференц-зал ИМЛИ РАН

11.00 - 14.00 Второе пленарное заседание Конференц-зал ИМЛИ РАН

А.Л. ТОПОРКОВ (Москва). Образ Саломеи в русском фольклоре и в произведениях русских писателей первой трети ХХ в.

И.М. САХНО (Москва). Иконография Венеры в живописи и поэзии русского авангарда 1910-1925-х гг.

А.В. ВЕДЕЛЬ (Латвия). Легенда о Тристане и Изольде в русской поэзии 1900-х—1920-х годов​

Д. ШИМОНИК (Польша). Образ «лабиринта» в романе Ивана Рукавишникова «Проклятый род»​

Н.И. ШРОМ (Латвия). Крысолов из Гамельна: славянская версия «вечного» сюжета​

А.Г. ГАЧЕВА (Москва). «Образ Китовраса в культуре Древней Руси и его трансформации в эпоху русского модернизма»

14.00 - 15.00 Обеденный перерыв

15.00 - 18.00 СЕКЦИЯ «Литературные архетипы и универсалии» Конференц-зал ИМЛИ РАН

Е.Д. ГАЛЬЦОВА (Москва). Меланхолия в поэзии и драматургии русского модерна и ее западные истоки

О.А. БОГДАНОВА (Москва). Мотив «отрицания земли» в прозе русских модернистов

В.Б. ЗУСЕВА-ОЗКАН (Москва). Дева-рыцарь: Брадаманта Ариосто и Браманта М.А. Кузмина

Е.И. ВОДОНОС (Саратов). К.С. Петров-Водкин: от образа матери к образу Мадонны и обратно…

И.Ю. ЧМЫРЕВА (Москва). Сказочный солдат — богатырь — воин в искусстве русского модернизма

И.Н. АРЗАМАСЦЕВА (Москва). Оберон и Титания в России: сказки для детей и взрослых

О.А. Симонова (Москва). Значение символа часов у И.Ф. Анненского в контексте литературной традиции

Ю.Ю. Будникова (Санкт-Петербург). Образ града в творчестве Н.К. Рериха

15.00 - 18.00 СЕКЦИЯ «“Вечные” образы в культуре модернизма»

Е.В. ГЛУХОВА (Москва). Мифология «Солнечного града» в работах Андрея Белого послереволюционного периода

С.А. СЕРЕГИНА (Москва). Центральные образы и сюжеты в творчестве «скифов»

Д.В. ДЕЛЮКИН (Санкт-Петербург). Символ Мирового древа в творчестве Н.К. Рериха и Н.А. Клюева

С.И. ОРЛОВ (Москва). Образы Апокалипсиса в изобразительном искусстве рубежа XIX—XX столетий

О.А. СИМОНОВА (Москва). Значение символа часов у И.Ф. Анненского в контексте литературной традиции

А.К. ФЛОРКОВСКАЯ (Москва). Религиозный сюжет в живописи символистов: М. Врубель и М. Нестеров. Два подхода

Ю.Ю. БУДНИКОВА (Санкт-Петербург). Образ града в творчестве Н.К. Рериха

 

Фотографии
Photo1
Photo2
Photo3
Резюме

27-28 апреля 2015 г. в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН проходила  международная научная конференция «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма».
Принципиально важной составляющей модернистского искусства в России первой четверти ХХ в. было обращение к культуре прошлого – к мифологии и фольклору, западному и восточному искусству древности и средневековья. В центре внимания участников конференции оказались следующие проблемы: технология работы модернистов с «вечными образами» (переосмысление, деформация, снижение, разложение на элементы, включение в непредсказуемые контексты и т.д.);  переосмысление архетипических сюжетов при их переводе на языки разных видов искусства (живопись, драматический театр, опера, кинематограф, плакат, книжный дизайн и др.); параллельное конструирование художественных миров в искусстве, религиозной философии и опытах аналитического изучения литературы и искусства; взаимодействие искусства, социального действия и биографической реальности; использование «вечных» сюжетов в практике «жизнетворчества» и создания авторских масок.
На конференции выступили  ведущие специалисты Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Института истории и археологии УрО РАН, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Латвийского и Ягеллонского университетов, Университета Сорбонны, Российского государственного гуманитарного университета, Российского университета дружбы народов, Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, Музея-института семьи Рерихов (Санкт-Петербург),  Мемориальной квартиры Андрея Белого (Филиала Государственного музея А.С.Пушкина), Саратовского государственного  художественного музея имени А.Н. Радищева, Музея-мастерской А.С. Голубкиной ГТГ и др.
Организатором конференции является Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Конференция проводилась за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-02709).

Подробнее см. отчет М.А. Соловьевой http://www.cr-journal.ru/rus/journals/347.html&j_id=24