”вечные” сюжеты и образы
в литературе и искусстве русского модернизма
Литература о духовных стихах.

Литература о русских духовных стихах

Издания текстов

Русские нар. песни, собранные П. Киреевским. М., 1848. Ч. 1: Рус. нар. стихи; 
[То же]: Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи П. И. Якушкина: В 2 т. Л., 1983-1986; 
Варенцов В. Г. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860; 
Бессонов П. Калеки перехожие. М., 1861-1864, т. 1-2, вып. 1-6;
Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году / Записали: слова - Ф. М. Истомин, напевы - Г. О. Дютш. СПб., 1894;
Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 году / Записали: слова - Ф. М. Истомин, напевы - С. М. Ляпунов. СПб., 1899;
Чернышев В. И. Несколько духовных стихов // ЖС. 1900. № 3 С. 426 - 435;
Сперанский М. Н. Духовные стихи из Курской губернии // ЭО. 1901. № 3. С. 1-66;
Марков А. Беломорские былины. М., 1901;
Григорьев А. Д. Архангельские былины и исторические песни. СПб., 1904, т. 1;
Ончуков Н. Е. Печорские былины. СПб., 1904 (Записки РГО по отд. этнографии, т. 30);
Отто Н. Старые русские стихи. Песни стихарей // ЖС. 1906. № 1. Отд. II. С. 10-33;
Ончуков Н.Е. Печорские стихи и песни // ЖС. 1907. № 1. Отд. II. С. 10-24; № 2. Отд. II. С. 51-54; № 3. Отд. II. С. 73-82; № 4. Отд. II. С. 100-110;
Оксенов А.В. Народная поэзия. Былины, песни, сказки, пословицы, духовные стихи, повести. С очерками главнейших отделов русской народной поэзии, объяснительным словарем и образцами напевов народных песен. 4-е изд., испр. и доп. СПб., 1908;
Стихи духовные: Словеса золотые / Вступ.: Е. А. Ляцкий; тексты избрал Е. А. Ляцкий при участии Н. С. Платоновой. СПб., 1912; 
Духовные стихи старинные / Собр. И. Н. Заволоко. Рига, 1933. Вып. 1; 
Малышев В. И. Стихотворная параллель к «Повести о Горе и Злочастии»: Стих «покаянны» о пьянстве // ТОДРЛ. 1947. Т. 5. С. 142-146; 
Апокрифические песни и песни-притчи // Былины: Рус. муз. эпос / Сост.: Б. М. Добровольский, В. В. Коргузалов. М., 1981. С. 444-494; 
Повесть о Горе-Злочастии / Подгот. изд.: Д. С. Лихачев, Е. И. Ванеева. Л., 1985;
ПЛДР. 2-я пол. XVI в. С. 550-563; 
Ранняя рус. лирика: Репертуарный справ. муз.-поэт. текстов / Сост.: Л. А. Петрова, Н. С. Серёгина. Л., 1988; 
Стихи духовные / Сост., вступ. ст., коммент.: Ф. М. Селиванов. М., 1991; 
Голубиная книга: Рус. нар. духовные стихи XI-XIX вв. / Сост., вступ. ст. и примеч.: А. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошин. М., 1991; 
Каталог славяно-рус. рукописей Псковского музея-заповедника (XIV - нач. XX в.): В 2 ч. Псков, 1991; 
Духовные стихи // Саратовский вестник. 1997. Вып. 9; Духовные стихи: Канты: Сб. духовных стихов Нижегородской области / Сост., вступ. ст., подгот. текстов, исслед. и коммент. Е. А. Бучилиной. Н. Новг., 1999; 
Беломорские старины и духовные стихи: Собр. А. В. Маркова / Ред.: С. Н. Азбелев и Ю. И. Марченко. СПб., 2002; 
Смоленский муз.-этногр. сб. М., 2003. Т. 2: Похоронный обряд: Плачи и поминальные стихи; 
Неизданные материалы экспедиций Б. М. и Ю. М. Соколовых 1926-1928 гг.: По следам Рыбникова и Гильфердинга / Подгот. текстов, вступ. ст., коммент. и справ. аппарат: В. А. Бахтина. М., 2007. Т. 1: Эпическая поэзия.

Исследования (филологические)

Веселовский А. Н. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине. СПб., 1872;
Веселовский А. Н. Калики перехожие и богомильские странники // Вестник Европы. 1872. № 4;
Веселовский А. Опыты по истории развития христианской легенды // ЖМНП. 1875. № 4. С. 283-331; № 5. С. 48-130; 1876. № 2. С. 241-288; № 3. С. 50-116; № 4. С. 341-363; № 6. С. 326-367; 1877. № 2. С. 186-252; № 5. С. 76-125;
Кирпичников А. Источники некоторых духовных стихов // ЖМНП. 1877. № 10. С. 133-150;
Максимов С. В. Бродячая Русь Христа-ради. СПб., 1877;
Кирпичников А. Св. Георгий и Егорий Храбрый. Исследование литературной истории христианской легенды. СПб., 1879;
Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879;
Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов. [Вып. 2]. СПб., 1880. (  СбОРЯС. Т. 21. № 2).
Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. [Вып. 3]. СПб., 1881, ч. 3-5 (Сб. ОРЯС, т. 28, № 2).
Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. [Вып. 4]. СПб., 1883, ч. 6-10 (Сб. ОРЯС, т. 32, № 4).
Пономарев А. Русское народно-религиозное миросозерцание в школьной характеристике академического богослова-магистранта (Рец. на кн. «Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа, и в частности на народную словесность, в древний допетровский период». Соч. А. Попова. Казань, 1883) // Странник. 1884. Т. 1. С. 537-554;
Мочулъский В. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887;
Батюшков Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. Опыт историко-сравнительного исследования. СПб., 1891;
Будде Е. Новый вариант народного стиха «Плач Адама» // РФВ. 1891. № 2. С. 288-307;
Карнеев А. Д. Мелкие разыскания в области духовного стиха // ЖМНП. 1892. № 6. С. 209-226;
Кирпичников А. И. Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной // Тр. VIII Археол. съезда в Москве. М., 1895. Т. 2. С. 213-229; 
Перетц В. Н. Историко-литературные исслед. и мат-лы. СПб., 1900. Т. 1: Из истории рус. песни; 
Маслов А. Л. Калики перехожие на Руси и их напевы: Ист. справка и мелодико-техн. анализ. СПб., 1905; 
Яворский Ю.А. Духовный стих о грешной деве и легенда о нерожденных детях // Изборник Киевский. Т.П. Флоринскому посвящают друзья и ученики. Киев, 1905. С. 287-352 (2-й паг.);
Коробка П. «Камень на море» и камень алатырь // ЖС. 1909. № 4. С. 409-426;
Рыстенко А. В. Легенды о Св. Георгии и драконе в византийской и славяно-русской литературах. Одесса, 1909 (Отд. оттиск из «Зап. Новоросс. ун-та», 1909, т. 112);
Соколов Б. Св. Димитрий Солунский и Мамай в духовном стихе и на иконе // Этногр. обозрение. 1909. № 2-3. С. 182-185;
Соколов Ю. М. Весна и народный аскетический идеал (К истории духовного стиха «Разговор Иоасафа с пустыней») // РФВ. 1910. № 3/4. С. 79-91;
Марков А. Определение хронологии русских духовных стихов, в связи с вопросом об их происхождении // Богословский вестник. 1910. № 6. С. 357-367; № 7/8. С. 415-425; № 10. С. 314-323;
Рождественский Т.С. Памятники старообрядческой поэзии // Зап. имп. Моск. археол. ин-та. 1910. Т. 6; 
Малицкий Г. Отражение иконографии в духовных стихах, заговорах и колядках // Древности. Тр. слав. комиссии имп. Москов. археол. о-ва. 1911. Т. 5. протоколы. С. 45-48;
Песни русских сектантов-мистиков. Сб., сост. Т.С. Рождественским и Т.С. Успенским. СПб., 1912 (Зап. РГО по Отд-нию этнографии; Т. 35).Аничков Е. Из прошлого калик перехожих // Живая старина. 1913. № 1/2. С. 184–200;
Марков А.В. Повесть о Волоте и ее отношение к повести о св. граде Иерусалиме и к стиху о Голубиной Книге. СПб., 1913;
Соболев А.Н. Обряд прощания с землей перед исповедью, заговоры и духовные стихи // Тр. Владимир. учен. арх. комиссии. 1914. Кн. 16. Сообщения. С. 1-40 (1-й паг.);
Кадлубовский А. П. К истории русских духовных стихов о преподобных Варлааме и Иосафе // РФВ. 1915. № 2. С. 224-242;
Малицкий Г. Св. Георгий в облике старца в русской народной легенде и сказке // Беседы. Сборник Общества литературы в Москве. М., 1915. Т. 1. С. 144-179;
Адрианова В. П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917;
Беляев М.В. Книги небесные // Изв. Бакинского ун-та. 1921. № 1, 2-й полутом: (Гуманит. науки). С. 217-256;
Ржига 1926 — Ржига В. Стих о нищей братии // Изв. Отд-ния рус. языка и лит-ры АН СССР. 1926. Т. 31. С. 177-188;
Седельников А. Литературно-фольклорные этюды // Slavia. 1927. Ročn. 6. № 1. С. 64-98;
Перетц В.Н. К истории древнерусской лирики (стихи «умиленные») // Slavia. 1932. Ročn. 11. № 3/4. С. 474-479;
Фрейденберг О. М. Миф об Иосифе Прекрасном // Язык и лит-ра. 1932. Т. 8. С. 33-60; 
Федотов Г. П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. Paris, 1935;
Stammler H. Geistliche Volksdichtungs als Ausserung der Geistlichen Kultur des Russischen Volkes. Hdlb., 1939; 
Мурьянов М. Ф. Алексий Человек Божий в слав. рецензии визант. культуры // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; 
Бражников М. В. Статьи о древнерус. музыке. Л., 1975; 
Фролов С. В. Из истории древнерус. музыки: (Ранний список стихов покаянных) // Культурное наследие Др. Руси. Л., 1976. С. 162-171; 
Kowalska H. Rosyjski wiersz duchowny i kultura religijna staroobrzędowców pomorskich. Wrocław, 1987; 
Белоусов А. Ф. Литературное наследие Др. Руси в народной словесности старожилов Прибалтики: АКД. Тарту, 1980; 
Никитина C. Е. Устная традиция в народной культуре русского населения Верхокамья // Рус. письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982. С. 91-126; 
она же. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993; 
она же. Келья в три окошечка: (О пространстве в духовных стихах) // Логический анализ языка: Языки пространств. М., 2000. С. 348-356; 
Петрова Л. А. К вопросу об истоках рукописной традиции цикла стихов о Варлааме и Иоасафе // Мат-лы и сообщения по фондам ОР и РК, 1985. Л., 1987. С. 39-51; 
Мяло К.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком // Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 227-261;
она же. Духовные стихи Усть-Цилемской традиции // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар, 1989. С. 86-100; 
Панченко А. М. Стихи покаянные // СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2: 2-я пол. XIV-XV вв. С. 421-423; 
Архипов А.А. Голубиная книга: Wort und Sache // Механизмы культуры. М., 1990. С. 68-98;
Амосов А. А., Бубнов Н. Ю., Петрова Л. А. Духовные стихи в рукописной традиции Вятского края: (Свод. инципитарий по мат-лам БАН и УрГУ) // К истории книжной культуры южной Вятки: полевые исслед.: По мат-лам археогр. экспедиций 1984-1988 гг. / Сост.: А. А. Амосов, Л. А. Петрова, ред.: А. А. Амосов, Р. Г. Пихоя. Л., 1991. С. 78-93;
Казанцева М. Г., Мосин А. Г. Экспедиции уральских археографов на Вятку в 1984-1988 гг. // Там же. С. 16; 
Федотов Г. П. Стихи духовные: Рус. нар. вера по духовным стихам / Подгот. текста и коммент.: А. Л. Топорков; вступ. ст.: Н. И. Толстой; послесл.: С. Е. Никитина. М., 1991; 
Былинин В. К. Древнерусские плачи // Музыкальная культура Средневековья: Сб. / Сост.: Т. Ф. Владышевская. М., 1992. Вып. 2. С. 138-141; 
Казанцева М. Г. Духовные стихи Вятского края (по рукоп. и устным источникам) // Из истории духовной музыки: Сб. ст. / Ред.: Н. А. Герасимова-Персидская. Р.-н/Д., 1992. С. 87-94; 
она же. Духовные стихи в свете ист. представлений старообрядцев Урала // Музыкальная культура христ. мира: Мат-лы междунар. науч. конф. / Ред.: Т. Н. Дубравская и др. Р.-н/Д., 2001. С. 375-384; 
Резниченко Е. Б. «Поминальные стихи» Смоленщины // Живая старина. М., 1994. № 3. С. 38-41; 
Соколов Б.М. Большой стих о Егории Храбром: Исследования и материалы /  Сост., вступ. ст., коммент. В.А. Бахтиной. М., 1995;
Фролов С. В. Новые аспекты изучения Стихираря 1380 г. собр. Троице-Сергиевой лавры № 22 // ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 196-207; 
Бахтина В. А. Духовные стихи слав. народов: (Сравн. аспекты поэтики сюжетов и жанров) // Славянские лит-ры: Культура и фольклор слав. народов. XII Междунар. съезд славистов (Краков, 1998): Докл. рос. делегации. М., 1998. С. 466-481; 
Казанцева М. Г., Философова Т. В. Музыкально-поэтическое наследие Поморского Севера в вятской старообрядческой традиции // Уральский сб.: История. Культура. Религия / Ред.: И. В. Починская и др. Екатеринбург, 1998. Т. 2. С. 81-111; 
Полетаева Е. А. «Уход в пустыню» в древнерус. и старообрядческой традиции (на мат-ле сев.-рус. агиографии и старообрядческих соч.) // Уральский сб.: История. Культура. Религия / Ред.: И. В. Починская и др. Екатеринбург, 1998. Т. 2. С. 198-216; 
Гаспаров М. Л. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М., 1999. С. 266-267; 
Казанцева М. Г., Коняхина Е. В. Музыкальная культура старообрядчества: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1999. С. 66-82; 
Никитина С. Е., Кукушкина Е. Ю. Дом в свадебных причитаниях и духовных стихах: (Опыт тезаурусного описания). М., 2000; 
Рудиченко Т. С. Духовные стихи донских старообрядцев // Христианство и христ. культура в степном Предкавказье и на Сев. Кавказе: Сб. науч. ст. Р.-н/Д., 2000. С. 165-193;
 Мухина Е. А. Об одном духовном стихе из репертуара святогорских калик // Христианская культура. Пушкинская эпоха: Сб. ст. / Ред.: Э. С. Лебедева. СПб., 2000. С. 95-100; 
Сквирская Т. З. Разыскания в области «Стихов покаянных» (по рукоп. хранилищам Петербурга) // Певческое наследие Др. Руси: (История, теория, эстетика) / Сост.: Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С. 303-316.

Исследования (музыковедческие)

Маслов А. Л. Калики перехожие на Руси и их напевы: Ист. справка и мелодико-технический анализ. СПб., 1905;
Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. М.; Л., 1928. Вып. 3. С. 256-263, 273; 
Бражников М. В. Новые памятники знаменного распева. Л., 1967. С. 37-41; 
он же. Русская певческая палеография. СПб., 2002. С. 134-139; 
Сергеев В. Н. Духовный стих «Плач Адама» на иконе // ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 280-286;
Кораблева К. Ю. Покаянные стихи как жанр древнерусского певческого искусства: Канд. дис. М., 1979; 
Герасимова-Персидская Н. А. Средневековые стихи в партесной интерпретации // ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 205-210; 
она же. Концерти i мотети покаяннi - проблеми пов'язання тексту i музики // Духовний свiт бароко: Зб. ст. К., 1997. С. 12-33; 
Грузинцева Н. В. Покаянный стих «Виждь своя пребеззаконная дела» и его гимнографический источник // Древнерусская певческая культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 107-123. (Пробл. музыкознания; 4); 
она же. О двух вариантах распева покаянного стиха «Виждь своя пребезаконеная дела» // Там же. С. 135-138; 
Рахманова М. П. Духовный стих. Взаимодействие устной и письменной традиции // Музыкальная культура Средневековья: Сб. М., 1992. Вып. 2. С. 126-127; 
Солощенко Л. К вопросу о генезисе рус. фольклорного духовного стиха // Там же. С. 127-131; 
Серегина Н. С. Об особенностях содержания и оформления певческих книг строгановского скриптория // Проблемы изучения традиционной культуры Севера (к 500-летию г. Сольвычегодска): Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1992. С. 45-52; 
она же. Покаянные стихи в древнерусской традиции // Духовний свiт бароко: Зб. ст. К., 1997. С. 34-41; 
она же. Мелизматический стиль в жанре покаянных стихов // Гимнология. М., 2003. Вып. 3. С. 127-138; 
она же. Притча о блудном сыне // Библейские образы в музыке: Сб. ст. СПб., 2004. С. 93-108; 
Seregina N. La Modulation Melismatique des chants de penitence de la Russie ancienne // Palaeobyzantine notations, III. Acta of the Congress Held at Hernen Castle, The Netherlands, in March 2001 / Ed. G. Wolfram. Leuven; P.; Dudley (Mass.), 2004. (Eastern Christian Stud.; 4) [полные расшифровки покаянных стихов]; 
Севидова Т. Плач Богородицы в древнерусском певческом искусстве // Музыкальная культура правосл. мира: Традиция, теория, практика: Мат-лы междунар. науч. конф. 1991-1994 гг. М., 1994. С. 151-162; 
Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997. С. 70-77, 313 [Славник «О колико блага» И. Лукошкова]; 
она же. Творческие принципы древнерус. мастеров и их воплощение в духовной музыке XX в. // Гимнология. Вып. 3. С. 366-379; 
Мосягина Н. В. Стихи покаянные в рукописи инока Елисея // Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Сб. ст. СПб., 2001. Вып. 4 / Ред.: Ю. Алексеев, В. Зиборов. С. 189-200; 
Конотоп А. В. Покаялен «Плачу и рыдаю…» строчного распева 2-й пол. XVII в. // Бражниковские чт., 2002: Тез. науч. конф. СПб., 2002. С. 38; 
он же. Русское строчное многоголосие XV-XVII вв.: Текстология. Стиль. Культурный контекст. М., 2005. С. 188-191, 257-281; 
Мурашова Н. С. Духовные стихи старообрядцев Алтая // Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая / Отв. ред.: Б. А. Шиндин. Новосиб., 2002. С. 245; 
Народная традиц. культура Псковской области: В 2 т. Псков, 2002. С. 586-589; 
Понырко Н. В. Автор стихов покаянных и распевщик Юродивый Стефан // ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 220-230; 
Лобкова Г. В. Духовный стих «Сон Богородицы» в нар. традициях Вологодской области // Музыковедение. М., 2004. № 1. С. 17-27.

О литературных переработках духовных стихов

Кузмин М. Духовные стихи. СПб., 1912;
Рыстенко А. В. Заметки о сочинениях Алексея Ремизова. Одесса, 1913;
Ремизов А.М. Звезда надзвездная. Stella Maria Maris. Paris, 1928;
Иванов Вяч.И. Духовные стихи. [Roma], 1986;
Иваск Ю. Рай Вячеслава Иванова // Сultura e memoria. Atti del tezzo Simposio Internazionale dedicato a Vjaceslav Ivanov. II. Testi in russo. Florence, 1988. P. 53-58;
Łužny R. Wiaczeslawa Iwanowa pieśn o Świetej Rusi // W drodze (Poznan). 1988. N 8 (180). S. 28-31;
Łužny R. Wiaczesław Iwanow - jakiego nie znamy // Slavia Orientalis. 1989. T. 38. № 1/2. S. 159-176;
Dudek A. Поэтическая мариология Вячеслава Иванова // Studia litteraria polono-slavica . Warszawa, 1993. № 1. С. 41-52;
Козьменко М.В. «Лимонарь» как опыт реконструкции русской народной веры // Алексей Ремизов: Исслед. и материалы. СПб., 1994. С. 26-32;
Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в творчестве А.М. Ремизова (К постановке проблемы) // Алексей Ремизов: Исслед. и материалы. СПб., 1994. С. 166-171;
Кузмин М. Стихотворения / Вступ. ст., сост., подг. текста и прим. Н.А. Богомолова. СПб., 1996;
Мурьянов М.Ф. Литературный дебют Александра Блока (Стихи о Голубиной книге: текст, контекст и подтекст) // Philologica. 1996. Т. 3. № 5/7. С. 7-46;
Орлицкий Ю.Б. Традиции духовного стиха в русской литературе серебряного века // Христианское миссионерство как феномен истории культуры. Пермь, 1997. С. 274-283;
Łužny R. Świat chrześcijścijańskiego Wschodu i Zachodu w Wiaczesława Iwanowa «Opowieści o carewiczu Światomirze» // Sacrum w literaturach słowiańskich. Lublin, 1997. S. 227-244; 
Woźniak A. Wiaczesław Iwanow i jego stylizacje ludowe // Slavia Orientalis. 1988. T. 37. № 1. S. 111-123;
Ремизов А.М. Собр. соч. Т. 6. Лимонарь. М., 2001;
Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002;
Фольклорные источники в «Повести о Светомире царевиче» В.И. Иванова // Europa Orientalis. 2002. Т. 21. № 2. C. 213-260;
Рыжова Н.А. Цикл произведений А.М. Ремизова о святом Николае Угоднике («Николины притчи», «Три серпа»): вопросы истории текста. АКД. Петрозаводск, 2004;
Доценко С.Н. О фольклорных источниках стихотворения Вячеслава Иванова «POΣAΛIA TOΥ AГIOΥ NIKOLAOΥ» // Русская литература. 2006. № 3. C. 108-114;
Раевская-Хьюз О.П. Никола Угодник в творчестве А.М. Ремизова // Русская литература. 2007. № 4. С. 61-69;
Розанов Ю.В. Фольклоризм А.М. Ремизова: источники, генезис, поэтика. Вологда, 2008;
Игошева Т.В. Богородичная тема в поэтическом творчестве Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов: Исследования и материалы. СПб., 2010. С. 84-98;
Розанов Ю. В. А. М. Ремизов и народная культура: монография. Вологда, 2011;
Топорков А.Л. Источники “Повести о Светомире царевиче” Вяч. Иванова: древняя и средневековая книжность и фольклор». М., 2012;
Игошева Т.В. Ранняя лирика А.А. Блока (1898-1904). Поэтика религиозного символизма. М., 2013;
Топорков А.Л. Сюжет о Егории Храбром — волчьем пастыре в славянском фольклоре и русской литературе первой трети XX в. // Письменность, литература, фольклор славянских народов. История славистики. XV Международный съезд славистов. Минск, 20-27 августа 2013 г. Доклады российской делегации. М., 2013. С. 529-557;
Топорков А.Л. Духовные стихи в русской литературе первой трети XX века // Русская литература. 2015. № 1. С. 5–29;
Магомедова Д.М., Топорков А.Л. Стихотворение А.А. Блока «Царица смотрела заставки...» и духовный стих о Голубиной книге // Русская литература. 2015. № 2. С. 192-203;
«Повесть о Светомире царевиче» Вяч. Иванова: от замысла до его воплощения // Иванов Вяч. Повесть о Светомире царевиче / Изд. подг. А.Л. Топорков, О.Л. Фетисенко, А.Б. Шишкин. М.: «Ладомир», 2015.

Источник: Серегина Н.С., Никитина С.Е. Духовные стихи // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 16. М. 424-428 (с дополнениями А.Л. Топоркова).